Instagram Подписка по e-mail

25 мар. 2009 г.

Кошки ученые

Не выдержала, получила сегодня по мэйлу и перепечатываю сюда для потомков:

Речь о тех временах, когда русскоговорящих интервьюеров в израильских военкоматах еще не было, а русские призывники уже были. Из-за того, что они в большинстве своем плохо владели ивритом, девочки-интервьюеры часто посылали их на проверку к так называемым "офицерам душевного здоровья" (по специальности - психологам или социальным работникам), чтобы те на всякий случай проверяли, все ли в порядке у неразговорчивого призывника. Кстати, офицер душевного здоровья - "кцин бриют нефеш" - сокращенно на иврите называется "кабан". Хотя к его профессиональным качествам это, конечно же, отношения не имеет. Офицер душевного здоровья в военкомате обычно проводит стандартные тесты - "нарисуй человека, нарисуй дерево, нарисуй дом". По этим тестам можно с легкостью исследовать внутренний мир будущего военнослужащего. В них ведь что хорошо - они универсальные и не зависят от знания языка. Уж дом-то все способны нарисовать. И вот к одному офицеру прислали очередного русского мальчика, плохо говорящего на иврите. Офицер душевного здоровья поздоровался с ним, придвинул лист бумаги и попросил нарисовать дерево. Русский мальчик плохо рисовал, зато был начитанным. Он решил скомпенсировать недостаток художественных способностей количеством деталей. Поэтому изобразил дуб, на дубе - цепь, а на цепи - кота. Понятно, да? Офицер душевного здоровья придвинул лист к себе. На листе была изображена козявка, не очень ловко повесившаяся на ветке. В качестве веревки козявка использовала цепочку.
- Это что? - ласково спросил кабан.
Русский мальчик напрягся и стал переводить. Кот на иврите - "хатуль". "Ученый" - мад'ан, с русским акцентом - "мадан". Мальчик не знал, что в данном случае слово "ученый" звучало бы иначе - кот не является служащим академии наук, а просто много знает, то есть слово нужно другое. Но другое не получилось. Мальчик почесал в затылке и ответил на вопрос офицера:
- Хатуль мадан.
Офицер был израильтянином. Поэтому приведенное словосочетание значило для него что-то вроде "кот, занимающийся научной деятельностью". Хатуль мадан. Почему козявка, повесившаяся на дереве, занимается научной деятельностью, и в чем заключается эта научная деятельность, офицер понять не мог.
- А что он делает? - напряженно спросил офицер.
(Изображение самоубийства в проективном тесте вообще очень плохой
признак).
- А это смотря когда, - обрадовался мальчик возможности блеснуть интеллектом. - Вот если идет вот сюда (от козявки в правую сторону возникла стрелочка), то поет песни. А если сюда (стрелочка последовала налево), то рассказывает сказки.
- Кому? - прослезился кабан.
Мальчик постарался и вспомнил:
- Сам себе.
На сказках, которые рассказывает сама себе повешенная козявка, офицер душевного здоровья почувствовал себя нездоровым. Он назначил с мальчиком еще одно интервью и отпустил его домой. Картинка с дубом осталась на столе.
Когда мальчик ушел, кабан позвал к себе секретаршу - ему хотелось свежего взгляда на ситуацию. Секретарша офицера душевного здоровья была умная адекватная девочка. Но она тоже недавно приехала из России. Босс показал ей картинку. Девочка увидела на картинке дерево с резными листьями и животное типа кошка, идущее по цепи.
- Как ты думаешь, это что? - спросил офицер.
- Хатуль мадан, - ответила секретарша.
Спешно выставив девочку и выпив холодной воды, кабан позвонил на соседний этаж, где работала его молодая коллега. Попросил спуститься проконсультировать сложный случай.
- Вот, - вздохнул усталый профессионал. - Я тебя давно знаю, ты нормальный человек. Объясни мне пожалуйста, что здесь изображено?
Проблема в том, что коллега тоже была из России... Но тут уже кабан решил не отступать.
- Почему? - тихо, но страстно спросил он свою коллегу. - ПОЧЕМУ вот это - хатуль мадан?
- Так это же очевидно! - коллега ткнула пальцем в рисунок.- Видишь эти стрелочки? Они означают, что, когда хатуль идет направо, он поет. А когда налево...

Не могу сказать, сошел ли с ума армейский психолог и какой диагноз поставили мальчику. Но сегодня уже почти все офицеры душевного здоровья знают: если призывник на тесте рисует дубы с животными на цепочках, значит, он из России. Там, говорят, все образованные. Даже кошки.

15 комментариев:

  1. Читала и плакала :D
    Потому что однажды в подобной ситуации тоже нарисовала дуб с цепью...

    ОтветитьУдалить
  2. Правда? То есть это у на национальное?
    Я тоже рисовала :) С козявкой повесившейся :) Потому что художественных способностей - кот наплакал :)

    ОтветитьУдалить
  3. А я вот думаю, и К.-Г. Юнг со мной согласится, что Пушкин создал нам национальный архетип. И теперь все дети русскоязычных родителей рождаются с закодированной на генном уровне логической цепочкой "дерево-цепь-кот".

    ОтветитьУдалить
  4. Стопудово! Надо вообще поразмыслить на тему национальных русских архетипов.

    ОтветитьУдалить
  5. Да! Например, 31 декабря - баня или гипс-бриллианты.
    Вот прекрасная тема для исследования "Феномен культового кино и его связь с созданием новых форм коллективного бессознательного" :)

    ОтветитьУдалить
  6. Гипс-бриллианты! Точно! Вы - гений! Теперь понимаю, почему меня так тянет на штукатурку :)

    ОтветитьУдалить
  7. А я уж переживала, что нетленка "Яблоня-нос-Пушкин" нами навсегда утрачена. И хотя, как показатель уровня критичности он удручает , ведь хорош, шельмец!
    Нашу песню не задушишь-не убьешь...

    ОтветитьУдалить
  8. При этом Пушкин совершенно и безоговорочно опроверг Киплинга. Тот ведь утверждал, что кошки гуляют лишь сами по себе!

    ОтветитьУдалить
  9. Ольга, то, что Пушкин опроверг Киплинга, является доказательством верности теории Юнга-From France. У англичан свой архетип, а у нас - свой!
    Два момента, которые меня удручают немного в этой истории:
    1. Почему создатель русского архетипа - эфиоп? (никакого расизма, просто вопрос)
    2. Почему у русских в архетипе кошки цепные, а у англичан - вольные?

    ОтветитьУдалить
  10. Все просто. 1.Составляя хрестоматии для ликбеза безграмотности пролетариата, вожди революции волевым решением назначили Пушкина главным русским поэтом, считая, что его язык, в отличие от ранее хрестоматийных Державина, Жуковского и Ломоносова будет понят гегемоном.
    2. Аллегория "кот-ученый-на цепи" архетипичной смогла стать только там, где эти атрибуты не оспаривались (по принципу демократичского централизма).
    И пусть это вас, Надя, не удручает: секс-меньшинства не оставили этому стереотипу, похоже, никаких шансов:-))

    ОтветитьУдалить
  11. Какой неожиданный поворот в жизни русского архетипа!
    Нет, я буду удручаться, мало того что на цепи, так еще и из этих. Все, ухожу скорбеть.

    ОтветитьУдалить
  12. Не комментарий: icn heise OLENA:)

    ОтветитьУдалить
  13. Упс! Это уже от пересиживания за компьютером. Олена, дико извиняюсь. Надо чаще проветривать мозг :)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...