У меня их много разных, бывших и текущих, но я их рассматриваю как болезнь, а не как предмет для гордости.
Вы представляете человека, который бы гордился тем, что у него рак прямой кишки?
Лично я – очень слабо.
Давайте будем честными сами с собой: фобия – это болезнь.
Болезни надо лечить.
О них можно и нужно говорить, их не надо прятать, не надо их зарывать в землю и делать вид, как будто их нет, но при этом их надо лечить.
Все остальные способы, в том числе и рассказы о них не помогают от слова никогда.
И с фобиями единственное средство лечения – это десенсибилизация и рационализация.
В детстве у меня был дикий страх воды. Голову под воду – все, смерть.
Мне очень помогла моя тетушка, она, приезжая на каникулы к нам в город, тупо учила меня плавать. С надувным поясом, по-собачьи, загребая лапами, чтобы у меня наработались правильные жесты.
А потом ее сын просто выкинул меня с лодки посередине реки, когда я, мелкая козявка, приставала к старшему кузену с глупостями, и если бы тетушка уже не научила меня правильным движениям – я бы там прямо и утонула, но наработанная практика заставила меня тупо грести к берегу, перебирая всеми лапами.
Это был первый опыт рационализации фобии: если наработать правильные навыки - то даже оказавшись в смертельной ситуации ты сможешь из неё выплыть. Не кролем, не брассом, не как олимпийские чемпионы, но выплыть и выжить. То есть навык помогает даже там, где голова говорит сдохни прямо вот тут, кому ты вообще нужна.
А потом я пошла учиться к инструктору и теперь могу переплыть залив в шторм, отдыхая на спине.
А потом я еще пошла к другому инструктору и научилась прыжкам в воду. Мне было уже под пятьдесят когда я вспомнила, что по-прежнему дико боюсь прыгать в воду с высоты. Первый прыжок закончился разбитым носом и морем крови, но второй уже удался плюс-минус, а теперь, если что, я могу спокойно прыгнуть, потому что знаю, как правильно входить в воду и какое положение тела нужно для того, чтобы не пропахать носом дно. И, главное! Я знаю, что даже если разобьешь нос – то ничего страшного, он заживет через пару дней.
Вождение – это вообще была целая история.
Я училась поздно, мне было уже под 30, это была Москва девяностых, наверное все помнят тогдашний стиль вождения, все лучшее для самоубийц.
Уроки я откатала вроде нормально, но первый самостоятельный выезд закончился аварией. Я побила крыло Жигулям, заплатила 100 долларов и мы с дядечкой разошлись (он даже был очень доволен, мне кажется, все его Жигули стоили двести максимум), но у меня случился ступор. При виде автомобилей у меня стучали зубы. Нет, не стучали. Они били чечетку, лапы тряслись, потом немели и делались как ватные, все четыре, в голове делалось затмение, а мозг работал только в одну сторону: придумай срочно сто двадцать тысяч причин, чтобы не садиться за руль. Погодные условия, трафик, ПМС, на метро доехать быстрее.
Десенсибилизация работала так: я тупо каждое утро садилась за руль и проезжала свой километр. Сначала по одному маршруту, потом два километра по двум разным маршрутам, потом три по трем разным, итак целый год. Теперь я вообще не думаю. Единственная мысль при посадке в машину – это надо ли проехать через заправку или в следующий раз. Всё.
Змеи и насекомые – это ужос.
Мне было очень стыдно, когда московские мальчишки, соседи по даче, ловили ужей голыми руками, а я стояла рядом в коме.
Но просто мысль о том, что мальчишки (да еще московские) могут, а я, провинциалка, которая должна этих ужей не то что ловить, а даже свежевать и есть потом, пересилила. Теперь я могу спокойно брать змей руками, даже гадюк. Главное понять технику и средства предохранения.
С боязнью высоты вышло немного иначе. В детстве я скакала по крышам, пожарным лестницам, любым деревьям, не задавая себе лишних вопросов.
Однажды, уже в юности, я забралась с помощью рук и ног по отвесной стене в Таллине до балкона здания совета министров, откуда уже меня снимали охранники.
А потом, где-то лет в под 40, у меня случилась фобия.
И тогда я начала тупо тренироваться. Повесила в саду качели и гамак, чтобы работала вестибулярка.
В любых случаях когда был выбор работать с земли или с лестницы или стремянки – выбирала опцию лестница-стремянка. Оно качается? Отлично! Будем балансировать на жердочке, в любом случае падать всего ничего, но тренировка же!
И вот теперь, в 50+, я даже ни секунды не думаю о высоте. Я смотрю исключительно на поверхность, ее ширину и уклон. Если у меня есть возможность спокойно держаться стоя, сидя или лежа, без риска скатиться вниз – никаких проблем. Десенсибилизация работает отлично, а рационализация помогает определить и минимизировать риски.
А вот гордиться и всем рассказывать что я боюсь червяков?
Это же протеин!
Очень полезно, если подумать (рационализация). Отличный, свежий протеин. И, главное, если пересилить себя один раз и их погладить – они очень приятные на ощупь. Гладкие, прохладные. Как кожа молодой девушки. Вы же не будете дрожать от отвращения при виде кожи молодой девушки, да?
Надя, по-моему, у ваших фобий тоже есть фобия. Они бояться вас)) Каждую строчку перечитывала дважды. Не потому, что с первого раза не поняла, а для повторного удовольствия))
ОтветитьУдалитьElena Porter, это очень тревожная тема для обсуждений, обычно люди вместо того, чтобы попытаться хоть что-то сделать, или просто подумать, начинают объяснять, почему нет никакой возможности с фобиями бороться, так что браво!
УдалитьУ меня есть одна смешная фобия. Я боюсь ступенек. Причём, высоты я не боюсь. А именно ступенек. Бояться я их начинаю, только когда приходит время спускаться. Ну, а что делать? Наверху же на всю жизнь не останешься...
УдалитьElena Porter, ну придумайте способ спускаться задом наперед, это же логично :)
УдалитьА когда станет самой смешно - то можно вернуться к обычному способу :)
Дааа...) Пошла искать фобии а свои 50+.
ОтветитьУдалитьRitlina, :)
УдалитьТак. Понятно. Весь текст был прелюдией к фото))
ОтветитьУдалитьКакие виды открываются с крыши! Да ведь?
Kitanko, ага :)
УдалитьВидов у нас не очень, увы, мы же в ложбинке между холмами, зато нет ураганов.
У меня две фобии -- боюсь звонить чужим людям (в контору какую-нибудь, в банк и тд) и боюсь тесноты (застрять)). Ну, что... тренируюсь всю жизнь))) Мне кажется, ситуация улучшается. Придумала несколько способов себя уговорить. Работает!
ОтветитьУдалить