Хуже меня самой для меня самой критика нет. Я готова первая плеваться на все, что делаю, потому что в моем мозгу живет идеальная картина мира, и все, что ей не соответствует – отстой и надо все сломать и переделать заново, правильно.
Вот, например, эти бананы. Им лет двадцать, они выбрали из почвы уже все, что только можно выбрать, и отказываются расти дальше. Давно пора их заменить на что-то приличное, но пока руки не доходят. Что не мешает мне плеваться, всякий раз проходя мимо.
Но в этом году я вдруг стала плеваться гораздо меньше. Деревья и кустарники доросли до тех размеров, где они уже могут конкурировать с идеальной картиной мира, нет, это не значит, что можно завалиться на лавры, но мне уже самой не стыдно смотреть на то, что получилось. И не стыдно валяться в гамаке, когда еще не доделаны стратегические дорожки и не выкорчеван коварно разросшийся бамбук. Если раньше это были явления космического масштаба, мешающие жить, то теперь они превратились в мелкие детали на фоне всего остального.
Я не могу сказать, что дорога от “фу, гадость, глаза бы не смотрели” до “все уже норм” была выстлана розами с заботливо удаленными шипами. Вот посмотрите сами: это наша земля на срез. 50 сантиметров чистой глины, потом что-то непонятное, я не геолог, но точно скажу вам: это не едят! В смысле, что не чернозем.
Тем не менее при определенных усилиях рододендроны, которые известны своей любовью к легким, кислым и дренированным почвам, растут и цветут даже в ноябре, превентивно. Ну ладно, я не буду рассказывать всей правды, правду никто особо не любит. Скажем, я танцевала с бубном. А они меломаны.
Конечно же, начни я все с начала, была бы безжалостней. В начале хотелось сохранить каждое деревце и кустик на этом пустыре, теперь уже поздно пить боржоми. Вот этот дуб, что в центре, надо было спилить когда он был еще молодым. Теперь он уже под тридцать метров, и его демонтаж будет стоить добрую тысячу евро.
Или вот если бы я знала, что аканты – это очень требовательная к поливкам чума, я бы их не сажала в таком изобилии. Извести невозможно, а если не поливать – летом выглядят как сморщенные тряпочки.
Или вот окружение Дусечки: сейчас бы я посадила вокруг гималайские березы с нежными белыми стволами. Хотя еще не поздно и все можно переделать.
Ошибки выбранных условий: давидия, посаженная в тени большой акации, расти толком не хочет, как я ее ни уговариваю. Та, что на солнце – процветает, и уже обогнала в размерах свою товарку, которая старше ее на 15 лет.
Ошибки обрезки: я проворонила момент, когда эта роза была маленькой, и пустила ее расти на одном стволе, без рамификации. Так тоже ничего, но пришлось уже потом подсаживать к ней другой куст, для опоры.
Ошибки экспозиции: самая выигрышная для дуболистной гортензии – контржур, чтобы листва просвечивалась солнцем. То есть сажать ее в рамках живой изгороди, без подсветки – потерять половину эффекта.
Ну тут вообще эпик фэйл, и я вся в раздрае. Рука не поднимается ни на парротию, ни на кипарис. Но кто-то должен уйти. Либо убрать нижние ветки кипариса, когда он подрастет, чтобы сместить баланс на элегантные ветки парротии. В любом случае, заводчики парротий: оставляйте им при посадке много-много места во все стороны! Вот метров шесть, не меньше. Лучше больше.
А вот пачворки я очень люблю, и с этого ракурса могу смотреть неустанно, и зимой и летом.
Устав плясать с бубном над растениями, для нашего климата совершенно непригодными, я решила делать ставку на то, что растет само, декоративно всегда, не просит ни икры, ни шампанского, ни регулярной обрезки, ни подкормки, ни-че-го. Как, например, верески. Я думаю, что со временем постепенно заменю все низкие бордюры из таволг вересками и карликовыми нандинами. Вот только сначала разберусь с бананами и стратегическими дорожками.
Знал бы прикуп – жил бы в Сочи. Теперь всем говорю, но почему никто не сказал мне в самом начале? Не тратить время и силы на глупости в виде однолетников и вот еще такая мимозочка красивая, третий раз сажаю, все вымерзает. Купил дом с садом, залез в интернет, нашел красивые деревья, пригодные для своего климата – посадил аллеи и купы, потом живые изгороди, потом уже можно экспериментировать со сложными растениями и делать цветники. Не наоборот. Пустая трата времени, здоровья и денег. Сначала план с техническими сооружениями и проходами, потом крупномеры, потом все остальное.
И то же при посадках: делать акцент на то, что нельзя исправить дальнейшим вмешательством, как, например, на дренаж. От асфикции корней ничего не поможет, а вот влажность можно скорректировать удобрением. Поливать – в самых крайних случаях, молодняк или когда уж совсем страшная засуха, недолив всегда лучше перелива. Недостаток света светолюбивых убьет или сильно замедлит в росте, в то время как некоторый избыток солнца во многих случаях можно исправить мульчированием, чтобы земля не пересыхала и отдавала влагу ночью. Не перекармливать! Корни в посадочной яме с щедрой добавкой подкормки не дураки, будут сидеть кучно и есть, что есть. Растение будет переть ввысь и вширь и жиреть на радость заводчику. При этом любое изменение условий: сильная засуха или долгий застой воды или ураган – убьют его моментально. Почему? Потому нет развитой корневой системы, она вся в маленькой ямке, где много еды. Не бояться обрезки в самом раннем возрасте, формировочная обрезка - это костяк сада, архитектура. Растение легко переживет потерю тоненькой ветки, а вот если кромсать уже большие и мощные – это шрамы и источник инфекций. Возвращать все обратно в почву в любом виде: компоста, перемолотых веток, золы. Не бойтесь изменений, посмотрите на самые красивые европейские соборы: их перестраивали десятки раз, и каждый раз они становились лучше. Ну и т.д. и т.п.
А, главное забыла: никого не слушайте! В том числе и меня. Никто не знает ваших условий лучше вас.
А если кто к вам придет с непрошенными советами – делайте как котик: