На следующее утро Жан-Клод во что бы то ни стало хотел продолжить наше ознакомление с городом Дуэ. Хотя нам и казалось, что мы там уже все посмотрели, Жан-Клод настаивал, что для полного обследования Дуэ и целой жизни не хватит. Из соображений вежливости мы повлеклись на осмотр Дуэ под дождем, причем дождю были крайне рады: так нам удалось сослаться на погодные условия и избежать четырехчасовой прогулки, сократив ее до часа. После обеда мужчины начали обсуждать план действий, в качестве варианта мне была предложена прогулка в шахтерский поселок и спуск в шахту. Я орала, как резаная, уверяла, что в Алексине этих шахт – как грязи, и что смотреть в забое абсолютно нечего. Как бы не так! Мне сказали, что шахты – это часть истории, и мимо этой части пройти никак нельзя. Пришлось мне любоваться на вагонетки. Тут мне опять повезло: я натолкнулась на фотографии лошади, спускаемой в забой. К фотографии прилагалось описание рациона и уточнялось, что бедное животное проводило всю свою жизнь в полной тьме. Я с воплем “вивисекторы!” выбежала на улицу и заявила, что ноги моей в том забое не будет. Вин понял. Он вообще понятливый.
Так что, вместо спуска в шахту, мы поехали в город Аррас. Он славен своими тремя площадями – одна другой краше. Во время первой мировой войны городок был фактически полностью разрушен, после чего восстановлен один-в-один. Конечно же, мы не преминули подняться на колокольню (слава богу, там был лифт, так что не пришлось считать ступеньки), и слазить в подземелье. В прошлом году в подземелье шла выставка орхидей, которая, по отзывам очевидцев, была чем-то совершенно выдающимся в своем роде, но тут у нас вышла промашка: вместо орхидей показывали какие-то инсталляции из кусков железяк, кое-что выглядело забавно, но в целом зрелище скучное. В Аррасе есть свои гиганты, как же без них, но Жан-Клод уверенно заявил, что НАСТОЯЩИЕ гиганты только в Дуэ. Патриот! Но я ему верю на слово.
Аррас с вершины колокольни напоминает игрушечный макет городка:
Утром следующего дня – направление на северо-восток. Переезжаем границу с Бельгией и начинается какой-то проселок. Что ни говори, а французские автострады – самые автострадистые из всего, что я знаю на сегодняшний день. В Бельгии мне сразу вспомнился анекдот про иностранного туриста, который приезжает в Россию и говорит шоферу такси: “А вот у нас, когда имеется выбоина на дороге, ее помечают красными флажками”. На что таксист отвечает: “И у нас тоже, только у нас один большооооой красный флаг над Кремлем!” Где-то над Брюсселем тоже не мешает повесить красный флаг, честное слово! Но, с другой стороны, что вы хотите: дороги в Бельгии бесплатные, а во Франции за комфорт надо раскошеливаться.
К обеду мы были в Бертриксе, у нашей знаменитой Галины Гийом. Цель визита – личное знакомство и осмотр ее великолепного сада. Что тут можно сказать. Сад Галины – это… это… это просто нет никаких слов. Нам немного не повезло: шел проливной дождь, то затихающий, то усиливающийся, мне приходилось прятать фотоаппарат под плащ, но даже в таких непогодных условиях моему восхищению не было предела. Браво, Галина, то, что вам удалось сделать – это просто фантастика! Я очень горжусь нашим знакомством и надеюсь увидеть вас в Монтастрюке (с корыстными, в том числе, целями: ну кто еще, кроме вас, может дать мне ценный совет?)
Вот несколько фотографий сада:
Буйство зелени, безграничное разнообразие форм и оттенков цвета, редкости на каждом шагу и за каждым поворотом дорожки. В этом саду можно провести неделю, и еще одну, и все равно всего не увидишь. Потому что сад – он каждую неделю разный: отцветает одно, зацветает другое, появляется что-то третье… Мы не увидели цветения гортензий, которое наступило позже, и рододендронов, которые уже отцвели, а осенью многочисленные японские клены загорятся всеми оттенками золота, бронзы и красной меди, зимой выпадет снег а весной снова пробьются первоцветы. Чтобы по настоящему увидеть сад, в нем нужно жить, нужно его возделывать, знать каждую былинку, только тогда можно сказать, что ты знаешь этот сад, все остальное – туризм.