Instagram Подписка по e-mail

11 янв. 2015 г.

Фотография для чайников (конспект)

Пользуюсь отсутствием мужа и появившимся в связи с этим свободным временем, залезла на сайт Сони и начала читать про базовые понятия фотографии. Там на английском, но мне так даже понятнее, чем по-русски, есть хоть какое-то соответствие с буковками на самом фотоаппарате.

Диафрагма

Значит так, апертура, она же диафрагма. Такая фигня в линзе, которая ограничивает поток света, попадающего вовнутрь фотика, действует наподобие зрачка кошачьего глаза, который в зависимости от освещения может расширяться или сужаться.  Чем шире она открыта – тем больше света проходит вовнутрь, чем уже – тем меньше. Обозначается буковками и цифирьками: f/1.4, f/2.8 ….  f/22, f/32.

Но! Вопреки всякому здравому смыслу, чем цифирьки ниже, тем шире открыта фигня. Почему так придумали – я догадываюсь. Чтобы заморочить людям головы. Так что запоминаем: большие цифирьки – маленькое попадание света, маленькие цифирьки – больше света.

При ночной или вечерней съемке надо выставлять, соответственно, меньше f/4, при дневном ярком свете – больше f/16, а в промежутках все, что между.

Вот, придумала схему запоминания: если представить себе шкалу нарастания освещенности вот в таком виде, где слева – ночь, а справа - день:

image0012 f/1.4, f/2.8, f/4, f/5.6, f/6.7, f/8, f/11, f/16, f/22, f/32

то циферьки надо так и выбирать: маленькие для ночи, большие для дня.

Уф!

С диафрагмой на сегодня все, теперь на очереди

Выдержка

Вот тоже, надо же было так назвать время, в течение которого открыт затвор камеры! Я лично сразу же начинаю думать о вине. Скажем, для бургундских выдержка должна быть ну просто минимум лет от пяти, пробовать можно начинать после трех, а для хороших так и куда больше, после чего сразу же вспоминаю нашу свадьбу и пятнадцатилетнее Романе-Конти, которое мы тогда пили, эх, золотое время было! И тут же начинаю отвлекаться, понятное дело. Так, назад к выдержке.

Итак, выдержка измеряется в секундах и определяет отрезок времени, в течение которого свет попадает на пленку или матрицу. Можно провести аналогию с миганием: затвор работает по тому же принципу, закрыл-открыл шторку, свет попадает-не попадает, и теперь смотрим, сколько времени он попадает и что из этого выходит.

Чем дольше освещен сенсор – тем больше света на него поступает в итоге, ну вот как если бы вы положили джинсы в хлорку и они начали бы на глазах менять цвет от темного к светлому, чем дольше держите – тем светлее, именно такой эффект в данном случае и наблюдается. Чем быстрее закрывается затвор – тем меньше хлоркоэффект, и, соответственно, тем темнее остаются джинсы, тьфу, фотография.    

Значения выдержки выглядят так: 1/60,1/100, 1/250, 1/500, 1/750. Но тут опять подвох: 1/60 – вовсе не значит, что затвор будет открыт 60 секунд, в действительности он будет открыт всего одну шестидесятую секунды, и, соответственно, 1/750 означает одну семисотпятидесятую секунды, что гораздо меньше чем 60, хотя мозг хочет обратного. Тут опять нас запутывают, из тех же самых соображений, что и выше.

То есть, с практической точки зрения, надо ориентироваться опять же на такую вот картинку, где слева – ночь, справа - день:

image0012

30, 25, 10, 8, 6, 5, 1, 1/2, 1/8, 1/60, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000, 1/8000

Неофит воскликнет: ну как же так! Неужели нельзя было сделать просто! Темно на дворе – крутим колесико влево, светло – крутим вправо. И не морочить людям голову всякими заумными словами и цифирьками. А для тех, кто право-лево путает – просто привязать к фотоаппарату по бокам сено и солому, тогда харизма фотографа, обрамленная пучками злаковых, ослепит публику и заставит ее забыть даже о растущих из голов пальмах и обрезанных ногах и руках.

Но исторически так сложилось, что касты ученых и инженеров тщательно затемняют очевидные вещи, старательно выдавая простое за сложное, в целях накачивания своего ЧСВ. Предлагаю их простить задним числом и запомнить изложенные выше простые схемы про сено-солому.

Вот эта пара, диафрагма и выдержка, называется вместе обе все экспозицией, потому что вдвоем определяют, насколько светлой или темной выйдет фотография. При использовании приоритетных режимов (приоритет за диафрагмой или приоритет за выдержкой) вторая часть пары выставляется фотоаппаратом автоматически в допустимых параметрах.

А потом приходит…

Загадочный зверь ISO.

На самом деле тут все просто: помните раньше пленку продавали разной чувствительности? Вот это то же самое. 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800. Чем больше числа – тем выше чувствительность. Например, на улице уже совсем сумерки, и как бы вы ни открывали диафрагму и как бы ни увеличивали время открытия затвора – света все равно очень мало, а вам надо вынь да положь сфотографировать любовника жены, лезущего ночью через забор, но при этом не сделать из него какое-то размазанное по забору пятно, хотя желание такое и может возникнуть, конечно же. Тогда надо повышать чувствительность сенсоров, то есть тот самый ISO.  Любовник выйдет весь в крапочку, потому что высокая чувствительность обычно придает фотографиям характерную пятнистость, которую нам массово показывают в Инстаграме, и так ему и надо, сволочи, но жене уже будет не отвертеться от вещдоков.

Если вместо любовника к жене нужно запечатлеть лезущего к любовнице мужа, на значения ISO это не повлияет.

Опять возвращаемся к картинке:

image0012

12800, 6400, 3200, 1600, 800, 400, 200, 100

Как видите, по сравнению с диафрагмой тут все наоборот: чем темнее на улице, тем большее значение надо выставлять.

На этом первую серию склерозника я заканчиваю, завтра буду изучать матчасть для продвинутых. А пока – примеры встроенных в мой фотик фильтров, до которых у меня сегодня тоже наконец дошли руки. Их отличие от фильтров компьютерных в том, что они принимают во внимание текущие настройки экспозиции и чувствительности, выводя на экран просмотра примерную картинку того, что получится в итоге, в то время как компьютер работает с уже готовым продуктом, с соответствующими издержками. 

2015_01_112

2015_01_115

2015_01_116

33 комментария:

  1. Я даже не знаю как это прокомментировать , Надя! Я восхищена вами и поняла, что я полная идиотка в смысле общения с подобной техникой )))) Нет, когда мне припрет с чем то разобраться, разозлюсь и разберусь, но вот все эти хитрые функции фотоаппаратов, похоже, не для моих мозгов)) Я бы пошла опытным путем и методом 'тыка"))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Милованова, вот и мне приперло, да и время появилось наконец-то!
      А то с момента получения подарка и до сегодняшнего дня была какая-то гонка.

      Удалить
  2. ну ты дидактический монстр! Преклоняюсь! У меня абсолютно не хватает терпения и желания вникать - Леон со мной борется и увещевает, но все впустую(( Я по наитию, а ведь столько всего проходит мимо!(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирен, прелесть Соньки в том, что она сразу на экране показывает, что получится в итоге (ну плюс-минус, конечно же, но очень наглядно).
      Леон - инженер, а ты - фея, :)

      Удалить
  3. Хоть всё это я и знаю, но прочла с огромным удовольствием, от души посмеялась и пришла в восторг от образов: 'джинсы в хлорке' и 'размазанное по забору пятно любовника'. Brilliant!

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный12.01.2015, 02:08

    Надя, какой прекрасный урок-памятка!
    Я вот тоже учусь и как раз на этой обратной логике "больше-меньше" помутилась рассудком:)
    Спасибо за дополнительное нежданное занятие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. lanasmi, я сколько раз принималась за чтение теории - всякий раз начинала путаться в терминах, такое ощущение, что вместо разъяснений авторы занимаются запутыванием читателя :)
      А на сайте Сони все как-то просто и доходчиво.

      Удалить
    2. Анонимный12.01.2015, 08:54

      Надя, извините, а Соня, это кто?
      Спасибо за ответы.

      Удалить
    3. lanasmi, Sony, марка японской техники :)
      https://aportal.sony-asia.com/learn/videos
      Здесь их уроки по фотографии.

      Удалить
  5. Надь, очень доступно для чайников объяснила!!! Молодец:) У тебя талант учителя или воспитателя, не даром дети к тебе любят ходить:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. SoNa Ku, это не я, это просто вольный перевод с сайта Сони!

      Удалить
  6. Спасибо, Надя, ужасно in time:)
    Мы по вашей наводке ( спасибо огромное и Sony вам должна бы приплачивать :) купили таки Sony A77, теперь самое время учиться, а с вашими доходчивыми конспектами это точно получится:)
    У нас в комплекте шел объектив 16-50, теперь вопрос за зумом. Правильно я поняла, что у вас 18-135?
    Достаточный ли зум на ваш взгляд?
    Спасибо еще раз!
    И скорейшего разрешения ситуации с вашей мамой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ta_shenka, о, поздравляю!
      Да, 135-18, зум отличный, как показывает практика, реально больше не надо, я просто выставляю максимальное разрешение картинки и потом делаю кроп при необходимости.
      Спасибо!

      Удалить
  7. Надя, это просто чудо какое-то) Ну понятно, что это простое нежелание разбираться в деталях, а не наше слабоумие))) Но вот ваше упертое желание разобраться - честь вам и хвала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Гавриш, иногда мне становится стыдно забивать микроскопом гвозди, и тогда я беру в руки учебник по микроскопам :)

      Удалить
  8. Хи-хи, как раз недавно с этим всем разбиралась :))) Даже в своей масяне нашла несколько функций, ранее не пользованных :)
    Всё забываю спросить, у тебя которая Сонька?

    ОтветитьУдалить
  9. Ох...Стало одной мечтой больше: Sony !!!! :))

    ОтветитьУдалить
  10. Надяяя!
    Этот адрес Вам может пригодиться ...
    http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/25-poleznyh-sajtov-dlya-fotografov-815360/
    С 4 декабря изучаю :)

    ОтветитьУдалить
  11. У нас в городе живет фото-талант Марк Милов, не так давно была с ним встреча на TV .А вдруг интересно :)
    http://photography-school.com.ua/fotoklub/145-instagram-art.html?_utl_t=gp ( Про инстаграм )
    Что-то где-то у меня есть еще по этому поводу . А вдруг ...

    ОтветитьУдалить
  12. Надя, у вас талант. Вы не только доходчиво и понятно написали о технике, но и занимательно.
    Я тоже инженер, но учусь, когда припрет к стенке. Правда, у меня есть продвинутый муж, который всегда все знает. К нему и обращаюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Olga, спасибо!
      Продвинутый муж - радость жены :)

      Удалить
  13. Надя, молодец, гений технической мысли! Мне технический винтик какой-то не додали при раздаче.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Pelageya, мы все идем разными путями, но к одной цели, да? :)

      Удалить
  14. Надя, спасибо большое, чудно растолковали! Я понимаю, что мне тоже пора покупать норм. аппарат, а то все щелкаю на мобилу ( хотя тоже Сони )))). Но как подумаю, что нужно все ЭТО поднимать... дурно делается... Надя, на вас одна надежда... эх не зря вас так назвали! Жду следующих уроков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. МАРГАРИТА, спасибо!
      Я думала сегодня продолжить, но погода была идеальная для мытья окон, и я перемыла все окна (уф!).
      Но продолжение обязательно следует!

      Удалить
  15. Надя, Боже, сколько лет я стараюсь фотографировать,и даже очень хочу фотографировать хорошо, но у меня просто в голове не укладываются все эти цифры, хоть меня режь! Каким-то просто интуитивным чувством всегда руководствуюсь, иногда получается, иногда не очень. Но завидую всем, кто понимает этом деле и делает все осознанно, а не как Бог на душу положит :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Alexandra Belikova, у вас чудесные фотографии, и это самое главное, правда?
      Техника - одно, а умение сделать правильный кадр, наполненный смыслом - совсем другое, я так считаю!

      Удалить
  16. Анонимный14.01.2015, 17:24

    Ой, спасибо!! Как же Вы вовремя начали этот мастер-класс для "чайников"!! Я сижу в первом ряду и слушаю во все глаза! :) У меня, ведь, тоже новый фотик, правда, Самсунг, но тоже ничего! :) Но я его боюсь! Правда! Все эти диафрагмы, выдержки, свет!! Я это понимаю чисто теоретически, а на практике, не знаю как применять, хоть и объясняли все сто раз. А Вы так просто и образно все разъяснили..)) Забрала этот пост в закладки. Спасибо, Надя, большое!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. tamricosha, я тоже раньше боялась, но все оказалось очень просто на самом деле.
      Мне кажется, что обилие терминов, которые применят составители учебников, смысл затемняет, а не проясняет, в итоге, кажется, что там какие-то супер-сложности, а в действительности - очень просто и логично, если называть вещи своими именами, а не какими-то китайскими словами :)

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...