Instagram Подписка по e-mail

1 мая 2011 г.

Я болею, следовательно, существую

Одно из центральных идеологических расхождений между мной и мамой – отношение к болезни.

Мама болеет взахлеб, с наслаждением, и детальными отчетами о каждой подробности. Тут тянет, тут колет, тут стреляет, тут режет, а там выкручивает. Трансляция ведется в режиме нон-стоп, со всевозможными физиологическими тонкостями. Особенно захватывающе это выглядит в случаях колитов и прочей гинекологии. Я не выдаю никакой тайны: мама любит широкую аудиторию и каждый новый слушатель для нее – подарок судьбы.

Здоровых мама не любит. Худшая оценка, которую она выносит окружающим - “он (она) здоров(а), как бык”. Ниже падать практически некуда. Ниже – только гомосексуалисты и баптисты. Но этих мама бы вычеркнула из рядов живущих, будь на то ее воля.

Больной человек для мамы – хороший по определению. Есть у меня изумительный друг, которого мама изначально очень не любила, по загадочным для меня причинам. Не любила заочно, ни разу его не видев. Но, как только у того обнаружили характерные для начинающегося рака показатели анализов крови, он стал для нее самым близким (опять же заочно) человеком. Все разговоры с мамой начинаются ее вопросом: “Как здоровье Альфреда? Я за него молюсь каждый день.”

То же и со мной. Пока у меня все хорошо – мама обижается. Стоит приболеть – я выслушиваю от нее одни комплименты. У мамы появляется смысл жизни, улучшается настроение, голос становится радостным и звонким, она шутит и всячески меня ободряет в моем болезненном состоянии. 

Правда, вчера маму постигло разочарование: за ту неделю, что я не звонила, мама все разузнала про межпозвоночную грыжу, и сказала мне, что это теперь на три месяца. Когда я удивилась и спросила, к чему бы это, мне привели пример Эдика, который три месяца лежал в больнице, и мне нужно сделать то же самое. Мой отказ лежать в больнице три месяца вывел маму из себя, пришлось апеллировать к авторитету лечащего врача, который рекомендовал всячески избегать стрессовых ситуаций, раздражения, споров и всего, что может вести к плохому расположению духа. За полчаса разговора врача пришлось цитировать раза четыре, потому что мама все сбивалась на замечания в стиле “Грыжа бывает только у худых, тебе надо потолстеть”, “надо как можно больше молиться Андрею-воину, у него добрая душа” и “ты должна лечь в больницу, пока Викентия не будет дома, чтобы о тебе заботились и готовили еду”.Какая связь между межпозвоночной грыжей и толщиной ее обладателя, спросите вы? Прямая. Вот Эдик худой – и грыжа на него села. А на толстых грыжа не садится. По крайней мере, в окружении моей мамы. И переубеждать тут бесполезно: если я не потолстею килограмм на 20, жить мне с больной спиной до смерти.

На том и расстались. А, нет. Напоследок мама огроченно заявила: “Вот ты все время говоришь, что у тебя все хорошо, но я-то знаю, что так НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ!!!”

38 комментариев:

  1. Ужас, ну почему так, мне тоже иногда родственники говорят - говоришь что все хорошо, но нам кажется ты что то недоговариваешь, не может быть все хорошо, ты не хочешь нас расстраивать, поэтому что то скрываешь? если тебе плохо, уходи от него...
    Ужас, ну почему если хорошо, то надо уходить от него? или слушать ваши рекомендации в болезнях, как будто вы великие врачи, а у нас мало опыта и только из-за этого должны слушаться взрослых....
    Вы правильно, Надя, выбрали позицию, врач сказал не нервничать и разговор окончен, потому что переубедить их невозможно :(

    ОтветитьУдалить
  2. Выздоравливайте побыстрее, хотя бы для того, чтобы избежать этих не приятных разговоров :)
    Скорейшего вам выздоровления :)

    ОтветитьУдалить
  3. Надя!Зачем вы пересказываете мой разговор с мамой)))))
    Я вот тоже говорю, что у нас все хорошо(несмотря на то, что и дети болели). Никаких подробностей вообще стараюсь не говорить, а мне в ответ тоже самое. Ну так ведь не бывает, что все хорошо!
    А когда что-нибудь все же не так, то становишься самым любимым и родным человеком.
    В одном блоге тоже эту тему обсуждала, так мне сказали, что это у меня такое окружение плохое(может быть). Но вот в городе П, из которого приехала не видела ни одного человека, способного порадоваться за других. Если ты счастлив и обеспечен и не имеешь проблем - ты враг номер1. Но если ты проблемный - весь мир у твоих ног. И чем несчастнее, тем лучше. И так у нас это любят, думаю - это национальное достояние.
    К моему удивлению таким образом рассталась со своей последней приятельницей. 7 лет приятельствовали, годы учебы в училище, потом в одной группе в институте. Сложилось, что я никак не могла присутствовать на сессии, хотя почти все досрочно сдала, осталось только в день просмотра живописных работ показать свои. Я ее попросила, а она(всегда заранее и быстро все успевающая)сказала, что не сможет и времени не хватит. Хотя я точно знала, что это не так. Ей было просто обидно, что я не посещая все сдала. Хотя она прекрасно знала в чем была моя причина отсутствия. Я уже была на 9месяце и готовилась в любой момент в больницу. Вот так я и не имею приятельниц.
    Надеюсь не утомила)))

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный01.05.2011, 13:23

    Надя, я поймала себя на мысли, что перлы вашей мамы -- одна из самых увлекательных тем для размышления в вашем блоге. Наверное, со мной что-то не в порядке. :) Но ведь это правда шедевры!

    Я подозреваю, что ваша мама относится к той категории людей, которые любят только больных, увечных и немощных, наивно полагая, что это есть признаки доброй души и жертвенной любви к человечеству. Обстановка, когда не о ком хлопотать, потому что всё хорошо, для них тягостна и некомфортна. Насколько я знаю, у детей таких мамаш очень часто развиваются болезни как следствие подсознательного желания добиться их любви и признания единственно возможным способом. И это ужасно, всё шиворот-навыворот. :(

    ОтветитьУдалить
  5. Ага, мамы разные нужны,мамы всякие важны.Есть мама,что может быть лучше.

    ОтветитьУдалить
  6. В России вообще больше всего любят каличных, сирых и убогих.
    А те, у кого все хорошо, или врут напропалую, или последние уроды, для которых ничего святого не осталось.

    ОтветитьУдалить
  7. Есть же в России поговорка -если у тебя ничего не болит, значит ты лежишь в гробу :)

    ОтветитьУдалить
  8. "Викентий" вынес мозг только что не вместе с черепной коробкой. Ржала, как ненормальная. Простите, пожалуйста. На самом деле, я вам очень сочувствую, но "Викентий"... о, боже... It made my day.

    Поправляйтесь. И с праздником вас -- с любым на выбор, благо, их сегодня аж три штуки. :)

    ОтветитьУдалить
  9. Проще всего любить и жалеть того, кому плохо. Когда ему хорошо - за что его любить? Ему же и так хорошо! Получается все в одни ворота. А так несправедливо.
    Мне мама не говорит, "когда хорошо - так не бывает". Она меня просто не слушает, ставит заслон. Отворачивается, начинает что-то напевать себе под нос, торопливо подгоняет "угу-угу". Мои фотографии вызывают у нее физический дискомфорт, она ерзает, вздыхает, будто в приступе колита. Я уже давно не рассказываю ей ни про хорошо, ни про плохо.
    Пожалуй, самым знаменательным афоризмом моей мамы было: "она (то есть я)получила то, что по судьбе предназначалось мне". Вобщем, это все объясняет.

    ОтветитьУдалить
  10. А зачем нужно было маме говорить про грыжу?

    ОтветитьУдалить
  11. У меня семь лет назад целых две грыжи обнаружили при МРТ, но я их пока не ощущаю. (другая Valentina))

    ОтветитьУдалить
  12. Ну что ж, мама принадлежит к довольно распространенному типу людей. Было у меня мноого таких женских знакомиц. Люто ненавидели (конечно, не мамин случай), но как только выяснялось, что и денег особых нет, и разведена, да и вообще проблем куча, хотя с виду и не скажешь, начинали бешено любить.
    ПС Викентий?
    ППС И алаверды к Вам - аналогично разбил тот самый то ли остеохондроз/радикулит/грыж?..

    ОтветитьУдалить
  13. Lenbusya, AliceKiss, добро пожаловать в клуб :)
    К счастью, у меня только мама такая, все остальные родственники очень даже адекватные и за меня искренне радуются :)

    olmac, все верно. Пока я жила с мамой - из больниц не вылазила. Болела всем чем только можно, мыслимым и немыслимым. Когда уехала - как рукой сняло, исчезли даже хронические заболевания.

    Valentina, я еще из этой серии очень люблю "бьет - значит любит" и "главное - чтобы не было войны!" :)

    ЦаревнаБудур, я никогда не забуду разговор с одной российской знакомой, которая, выслушав ответ на вопрос "ну как ты там, на чужой стронушке?" задала следующий: "Ты надо мной издеваешься?" :)

    MarinaBel, зато там лучшая в мире медицина © :)

    Schisma, :)
    А моя свекровь - Мария-Павел!
    Но имена Моника, Югетта, Франсуа и Клод выводят маму из равновесия, потому что их в церкви в записочках не принимают :)
    И вас тоже с любым праздником!

    Ирен, это просто ужасно, то, что вы рассказываете. Как здорово, что вы не пошли по протоптанной дорожке, а научились радоваться за своих детей.

    finezza, я, если вру, то потом забываю быстро, что врала, и путаюсь в показаниях. И это открывает поле для обвинений в стиле "ты мне не говоришь всей правды". Так что в итоге никакой разницы, все равно мозг вынесут :)

    ОтветитьУдалить
  14. Проще всего любить и жалеть того, кому плохо. Когда ему хорошо - за что его любить? Ему же и так хорошо!

    Кстати, вот это очень частая точка зрения, которую я никогда не то, что не могла разделить, а вообще не понимала. Мне просто физически плохо рядом с тем, кто всё время болеет и при этом зациклен на своей болезни. Я, наверное, очень жестокий человек, но я не могу активно сочувствовать неизлечимо больному или даже просто хронически больному, зацикленному на своей болезни: помогать ему, утешать, поддерживать разговор о его болячках, -- потому что сама заболеваю. У меня при встрече с такими людьми как будто включается какой-то защитный механизм, и я бегу без оглядки, тупо спасая собственную шкуру.

    Совершенно не могу, например, выносить разговоры о больных суставах, желудках и прочих тахикардиях где-нибудь в поезде. Знаете, как это иногда бывает: встретится в купе парочка таких "профессиональных больных" -- и всё, с этого момента я не вынимаю наушники, потому что от каждого их слова мне хочется кричать.

    В юности я немного работала санитаркой, и в мои обязанности входило сопровождать врача, который наблюдал больных в терминальной стадии рака (хосписов в ту пору не было от слова "совсем"). Я делала им уколы наркотиков, и это было самое страшное время моей жизни. Мне было очень жалко всех этих людей, но я не могла им сочувствовать в том смысле, чтобы принять близко к сердцу их боль, проникнуться ею и взяться облегчить её силой слова или каким бы то ни было эмоциональным порывом. При виде этих людей, я сама чувствовала себя беспомощной, больной и едва ли не умирающей. И я никогда не чувствовала себя свободнее и счастливее, чем когда отказалась от этой работы. Если когда-нибудь встанет вопрос заплатить денег (в качестве помощи) или эмоционально поучаствовать в сочувствии тяжело больному, я выберу первое, чего бы мне это ни стило.

    Поэтому точка зрения, с которой помощь и сочувствие больному -- дело простое и менее затратное, чем помощь и сочувствие здоровому (я имею в виду принципиально здоровому, но, допустим, попавшему в беду или внезапно случайно заболевшему), для меня всегда как будто взгляд из параллельного мира.
    И это, наверное, ещё одна причина по которой я не люблю Россию: действительно, здесь больше всего любят калечных, больных и убогих, а от здорового, такое впечатление, только и ждут, когда же он, наконец, заболеет.

    ОтветитьУдалить
  15. Valentina, и дай бог их не ощутить НИКОГДА!

    galya_malyavina, если есть хороший костоправ на примете - немедленно сдавайтесь! И потом обезболивающие-расслабляющие-антивоспалительные в коктейле. Через три дня будете как новая! (проверено на людях :) )

    ОтветитьУдалить
  16. Schisma, аналогично. Для меня болезнь - враг, которого необходимо как можно быстрее уничтожить, любыми методами и любой ценой. Людей, лелеющих свои болячки, очень боюсь. Мне это кажется каким-то извращением. (и еще обеими руками за эвтаназию для терминальных больных, но это пока что в России страшное табу).

    ОтветитьУдалить
  17. и еще обеими руками за эвтаназию для терминальных больных

    Дададад!!!

    И к остальному тоже ППКС. Болезнь убить, ну, в крайнем случае, если уж убить не получается, то игнорировать, и пусть ей будет хуже.

    ОтветитьУдалить
  18. Schisma, я надеюсь, вы поняли, что я писала не про свою точку зрения, а попыталась встать на место тех, кто так поступает? :)

    ОтветитьУдалить
  19. Александр Иванов
    КРАСНАЯ ПАШЕЧКА

    В конце лета мать с трудом оторвала голову от подушки и слабым голосом позвала Пашечку.
    Уже лет десять прошло с тех пор, как ушел от нее муж, Пашечкин отец, красавец, левун, гулена, бабник, любитель выпить и закусить.
    Мать слегла. Врачи определили полеомиелит, потерю памяти, тахикардию с перемежающейся экстрасистолией, хронический гастрит, чесотку и энцефалопатический сидром.
    – Сходи к бабушке, дочка, – прошептала мать. – Отнеси ей пирожков. Пусть порадуется. Недолго уж ей осталось...
    Бабушка жила одна в глухом лесу, где до ухода на пенсию по инвалидности работала уборщицей в Театре оперы и балета.
    Как-то, заменяя внезапно умершую балерину, она упала в оркестровую яму, сломала ноги, руки, шею, позвоночник и выбила зубы.
    С тех пор уже не вставала.
    Раз в год Пашечка носила ей пирожки с начинкой из продукции фирмы "Гедеон Рихтер". Бабушка радовалась, счастливо улыбалась, ничего не видя и не слыша, и только выбивала желтой пяткой мелодию вальса "Амурские волны".
    Вот и сейчас Пашечка собрала корзинку и, тяжело опираясь на костыли, вышла из дому.
    Все называли её Пашечкой из-за нездорового румянца, который был у неё с детства. Она страдала рахитом, эпилепсией, слуховыми галлюцинациями и аневризмой аорты. И ходила поэтому с трудом.
    На лесной тропинке встретился ей Алексей Сергеевич Волк, лучший в лесу хирург - золотые зубы, резавший безболезненно и мгновенно.
    У него было размягчение мозга, и он знал это. Жить оставалось считанные минуты.
    Еле передвигая ноги, Волк подошел к упавшей от изнеможения Красной Пашечке. Она слабо улыбнулась.
    – К бабушке? – тихо спросил Волк.
    – К ней.
    – Поздно, – сказал Волк и, привалившись к березе, дал дуба.
    Пашечка вздохнула и отошла. Последнее, что она видела, был пробежавший мимо хромой заяц с явными признаками язвы желудка и цирроза печени.
    Она приказала ему долго жить.
    (видео: YouTube - Александр Иванов - Красная Пашечка)

    ОтветитьУдалить
  20. Schisma, пусть умрет никому не нужная, в забвении :)

    valyasm, там в конце не хватает "в общем, все умерли" :)

    ОтветитьУдалить
  21. Надя, ты мужественная дочь! А про маму, и правда, можно писать рассказы!

    ОтветитьУдалить
  22. Pelageya, а что мне остается? :)
    Терпеть, вздыхать, ставить мысленные блоки.

    ОтветитьУдалить
  23. Да уж тема животрепещущая.
    Я тоже сколько ни старалась, не выходит наладить отношение. Там не просто непонимание, а нежелание, причем уже подсознательно.
    Мне мама как-то нылась по поводу того, что ж я ее бросила, ведь она самое дорогое, что у меня есть. И сколь же сильное было ее удивление, когда я ответила, что самое дорогое, что у меня есть в жизни - дети.
    А еще не менее "забавный" момент касаемо телефонных звонков. Она меня обвиняет в малом количестве общения. Но смысл сводится к тому, что вдруг если что с ней случиться(по ее словам всегда она умрет), как же она тогда со мной созвониться, чтобы я узнала об этом и помогла. И не понимает мою иронию по поводу того, что тогда-то уж я точно ничем не смогу помочь. Но этот вопрос у нее стоит очень остро.
    Вот опять не могу остановиться. Блог ваш, а я тут расписалась))))
    Удаляюсь))))

    ОтветитьУдалить
  24. Даа. Кто то в болезни лишь существует, а кто то живет.

    ОтветитьУдалить
  25. Ирен, да, разумеется. Просто вы хорошо и компактно сформулировали идею, и я вас процитировала, чтобы не перефразировать.

    ОтветитьУдалить
  26. А у нас с родными очень прикольно сложилось. У них есть замечательная такая мандала-приговорка на всё, что ни скажи. Это очень удобно и по началу даже было очень смешно. Им пожалуешься, например, на что-нибудь, а они в ответ - "зато у вас зарплаты больше, чем у нас!". А скажешь что-нибудь навроде "всё у нас отлично, просто замечательно" - опять в ответ: "Ну у вас же зарплаты больше, чем у нас, почему бы, мол, и не случиться позитиву :)

    ОтветитьУдалить
  27. Болеть плохо, желаю тебе скорейшего выздоровления.

    ОтветитьУдалить
  28. AliceKiss, а нас тоже рассказы про "самое дорогое". Но у вас отличная отмазка, ага :)

    Mix, главное - чтобы все были счастливы и не навязывали другим своих тараканчиков! :)

    Tanya, да, мы тут все миллиардеры за красной чертой в банке :)

    Андрей, спасибо. Я уже почти!

    ОтветитьУдалить
  29. Да, случай тяжелый, но это характерно для многих российских пенсионеров. У моей подруги мама, например, очень любит говорить о похоронах, все посещает и счастлива и довольна. Терпения вам с Викентием!:)))) Викентий, ржу:))))

    ОтветитьУдалить
  30. Надюша, как чувствуете себя. Не забывайте - делать можно все (и нужно), но медленно и плавно!

    ОтветитьУдалить
  31. Надя, а может тебе научиться жаловаться каждый телефонный разговор? Типа, устала, геморрой замучил, мигрени сезонные... И мама довольна, и ты здорова. ))

    ОтветитьУдалить
  32. Lena, а моя мама купила себе надгробие и поставила в спальне :)
    Чувствую отлично! Сегодня встала как новая! Но все делаю медленно и трагично, как анекдоте :)

    patatinka, а какой смысл в отношениях, где надо постоянно врать?

    ОтветитьУдалить
  33. Прочитала... как все знакомо... вчера вечером позвонила мама... рассказала про свои беды, проблемы...даже не спросила как дела, сказала пока и положила трубку, не дав мне рта раскрыть, ее видать это не интересует...
    http://novostivl.ru/msg/15402.htm из той же темы

    ОтветитьУдалить
  34. Nadya Pommier пишет..."Какая связь между межпозвоночной грыжей и толщиной ее обладателя, спросите вы? Прямая. Вот Эдик худой – и грыжа на него села. А на толстых грыжа не садится. По крайней мере, в окружении моей мамы."
    ------------------------------------
    Это убеждение совсем не выдумки Вашей мамы. Подозреваю, что так учили советских врачей.
    Подозрения возникли у меня оттoго, что совершенно тоже самое, что говорит Ваша мама, говорит и подруга моей мамы, главврач больницы.
    Все мамы, упомянутые мной в сообщении, относительные ровестницы. :)

    ОтветитьУдалить
  35. liska, ну так в те времена все поголовно считали, что худой - равен больной. А толстый - здоровый и красивый. Но это же не повод, да? :)Голова-то на что? :)

    ОтветитьУдалить
  36. Ой, да было всё ещё хуже: худой= редиска, плохой человек. :)
    Есть у меня слабые такие нити рассуждений, что "их" поколение физически работало победном процентном соотношении по сравнению с нашим, поэтому им, как бы,нагляднее, что ли, виднее было? Может и есть какая-то закономерность между весом-физической работой-позвоночными грыжами, в которую они верят без сумлеваний? :)
    А потом ещё одна ниточка на счёт головы с думами. Нам сподручнее всего оставаться мыслями на уже сложившихся в нашей головушке системах личных ценностей и логических цепочек. Это в юности и при постоянной погруженности в предмет достаточно зрелого человека легко перенимаются новые логические построения и системы мировоззрений. Поэтому лично я себя уговаривала долго относиться терпимо к ипохондрии моей мамы. Уже и привыкла не "эмоционировать". Взбрыкиваюсь только тогда, когда её любовь к болезням переливается на моих детей. Тут уже у меня планка падает. :)

    Моя мама автор, на мой взгляд, самого лучшего высказывания о людях и болезнях: "... она такая больная, такая больная, ну очень хороший человек..." :)

    ОтветитьУдалить
  37. liska, за цитату из вашей мамы - пять баллов!
    Это шедевр!

    ОтветитьУдалить
  38. Анонимный06.06.2011, 14:56

    меня тоже обескураживает надежда с которой мама произносит:"ты какая то бледненькая..."

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...