Instagram Подписка по e-mail

1 мар. 2011 г.

Бойтесь просящих совета

Первые две трети жизни я занималась в основном тем, что практиковала вид спорта “художественное наступание на грабли” и достигла в нем определенных высот. Если бы его включили в программу Олимпийских игр – серебро точно было бы моим. Количество грабель, на которые мне удалось наступить, не поддается исчислению, причем мне удавалось их находить в совершенно разных сферах,  в таких, с которыми среднестатистический человек обычно даже и не сталкивается. Грабли были разных форм, рамеров и расцветок, от некоторых получались шишки, а от отдельных редких экземпляров так даже и вполне приличные увечья.

Годам к тридцати мне удалось понять, что стремиться стать чемпионом мира в непризнанном официально виде спорта – дело неблагодарное, никаких особых финансовых и статусных преимуществ не дающее, поэтому я сменила тактику и вместо поиска новых грабель начала заниматься избеганием всех подряд, где в итоге тоже немало преуспела.

Зато у меня накопился бесценный опыт, которым при случае очень хотелось поделиться. Например: вот на эти грабли наступать не надо, потому что в итоге может получиться то-то и то-то. А вот на те – потому что выйдет это и это. К политике премудрого пескаря это никакого отношения не имеет, и плавать наперегонки с щуками не мешает, просто помогает и рыбку съесть, и лапки не замочить. Но и тут у меня тоже случился затык: большинство людей очень хотят наступать на грабли, и помешать им в этом занятии нет никакой возможности. По себе знаю. Чужие советы профессиональным наступателям на грабли – поперек горла. Именно поэтому я обычно стараюсь себя всячески сдерживать и без спросу советов не давать. Но иногда срываюсь, бывает. Когда ситуация уж совсем вопиюще знакомая.

Но есть один тип людей, которые, напротив, очень любят советов просить. По любому поводу. И тут меня обычно замыкает на фазу и я начинаю с юношеским энтузиазмом рассказывать, что и как. Вот классический пример: пишут мне письмо с просьбой помочь в оформлении сада. Выбрать растения, как-то их художественно расположить, так, чтобы и глазу было приятно, и недорого, и нетрудоемко. Дальше начинается театр абсурда.

- Хотелось бы закрыть вид на дом от соседей.
- Можно посадить деревья с широкими кронами.
- Да, но их придется стричь и они дадут тень на дом.
- Тогда живую изгродь?
- Ее тоже придется стричь.
- Можно попробовать что-то из листопадных цветущих невысоких кустарников.
- Да, но у нас в семье аллергии на запахи, и на пчелиные укусы. 
- А если живую изгородь, которая растет не выше трех метров?
- Но тогда придется собирать опавшие листья.
- А если просто поставить загородку и повесить на нее экран из бамбука?
- Это дорого и некрасиво.

В этом месте моя фантазия иссякает и я развожу руками. А просивший совета тяжело вздыхает и говорит: “Ну вот, вы же видите, мне никто не в состоянии помочь”. В скобочках следует заметить, что выше приведена краткая версия диалога, которая в оригинале заняла полгода переписки.

Вместо садового ландшафта можно подставить что угодно: поиск работы, выбор мужа, отношения с родственниками, воспитание детей, обучение хорошим манерам котов, строительство дома, общение с администрацией, поиск места жительства, планирование отпуска, приготовление еды, покупку машины, способ закладывания двойного шва с закрытым срезом или технику нанесения краски на бетонные поверхности: если человек твердо решил, что у него все сложно и неразрешимо – все ваши усилия пойдут коту под хвост.

В итоге я решила для себя, что этот тип просящих совета следует занести в отдельный раздел грабель и постараться на них не наступать ни под каким видом. Вреда от них немного, но времени уходит – масса. Если на третьем предложенном вами варианте собеседник продолжает приводить доводы против – бегите. Ему совет не нужен. Ему нужно как-то оправдать свою неспособность принять решение.

28 комментариев:

  1. Браво! :)
    А как всё знакомо!
    Даже наблюдаю в себе такую прелесть, как нахождение своё по обе стороны баррикад!
    Жистя, одним словом! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Вы так терпеливы, Надя, я бы на "аллергии" тут же бы потеряла к собеседнику интерес, причем навсегда. Я начинаю резко скучать если вижу, как человек начинает "строить проблемы". Ибо мне с таким не по пути, так как я фанат решения всяческих проблем, вопросов, ситуаций, задач.

    ОтветитьУдалить
  3. liska, так это и здорово, когда по обе стороны, какая-никакая - а гибкость :)
    Но лучше всего найти третье измерение :)

    finezza, может терпелива, а может просто глуповата :) То есть долгое время верю, что все очень искренне и взаправду.
    Но в итоге поняла, что искренне, да, но не в том смысле, в котором озвучивается :)

    ОтветитьУдалить
  4. Больной заходит в кабинет доктора.
    - Здравствуйте бесплатный доктор.
    Доктор:
    - Здравствуйте неизлечимый больной.

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошо, что теперь есть над чем посмеяться)))
    Надо было менее церемонно посоветовать окно кирпичами заложить)))Это ж надо такие дельные и полезные советы, да еще и у такого человека, вот так вот по боку, ужас.
    А я вот только намеревалась что-нибудь спросить)))
    Надя, у меня просьба)))Если мне очень понадобиться совет по поводу растительности, можно я его спрошу)))
    Мои вопросы будут адекватными, честно причестно)))

    ОтветитьУдалить
  6. Олена, :):):)

    AliceKiss, ну я теперь так и делаю. Отсылаю таких сразу к ландшафтным дизайнерам. :)
    А совет по делу - это без вопросов! Мне самой интересно.

    ОтветитьУдалить
  7. Век живи - век учись)))))

    ОтветитьУдалить
  8. Эрик Берн назвал эту игру "А почему бы вам не... - Да, но..."

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый День, Надя!!! Я человек в Вашем дневнике новый, но поняла, что если внимательно и с самого начала читать Ваш блог(очень интересный и "живой") то ответы рождаются как вдохновение. Главное знать, что ищеш.
    Спасибо Вам!!!

    ОтветитьУдалить
  10. Женя, "я знаю, что ты знаешь, что я знаю" :)

    ОтветитьУдалить
  11. pani Gudzykova, здравствуйте, и добро пожаловать!
    Я бы даже расширила вашу идею до " в жизни, если внимательно искать, ответы находятся сами собой" :)

    ОтветитьУдалить
  12. Сегодня "всемирный день котов", может посоветуете, как кошку поздравить? :-)))

    ОтветитьУдалить
  13. Mix, правда?
    Мои сердечные поздравления Лизоньке! :)

    ОтветитьУдалить
  14. Да, кстати, сегодня день Котов, поздравляю ваших Миста и Элвиса, пусть радуют своих хозяев, вас и Вина, прекрасным аппетитом и игривостью :)

    ОтветитьУдалить
  15. Mix, кошку можно поздравить, преподнеся ей кота. Применимо и к 8му марта тоже :)

    ОтветитьУдалить
  16. Lenbusya, спасибо!
    С аппетитом у них отлично, а вот игривости - да, побольше бы!

    Женя, это смотря какого кота :)

    ОтветитьУдалить
  17. А ведь, таки, да... про грабли-то. И ведь бывает так, что сама такие вот разнообразные советы даешь до умопомрачения, в раж входишь, а минуте на 20-й - хлоп! Словно в лоб дали, и думаешь: a чой-то я разошлась собсно? Это ж в сущности и не надо все было. Там свой кругооборот тараканов ))).
    А вот иногдааа... Как-бы наоборот происходит. Думаешь про какое-то место в саду: как бы его уделать-то? И так думаешь, и эдак, а оно - зараза - не складывается, хоть тресни. И тут-то вот кто-нить под руку (в смысле под текущую мыслю) подворачивается. И, бедный, пытается искренне посоветовать. Тут вот ему прямая дорога, бедолаге, к граблям...
    У всякой медали, как известно две стороны ).

    ОтветитьУдалить
  18. Maria, ну да. Медаль. Награда. Выигрыш. Чувство удовлетворения. Как научиться извлекать это все напрямую из атмосферы, минуя лишние этапы? :)

    ОтветитьУдалить
  19. Наверное, только сменив "кочку" зрения на предмет ). Но и в лишних этапах все же есть своя прелесть, не смотря ни на что. Как это говорится - C'est la vie :-)?

    ОтветитьУдалить
  20. Maria, да, когда делаешь это сознательно и не даешь себя втягивать в странные игры :)

    ОтветитьУдалить
  21. Надя, а как же известный метод шока?)))И просящий просто для самоутверждения тут же испариться;)

    *Просто жалко потраченного времени на "пустого" собеседника. Для творческого человека, который вложит в совет частичку своей профессиональной индивидуальности - это очень неприятно.

    ОтветитьУдалить
  22. CoolSayana, а что за метод шока? Поделитесь!

    ОтветитьУдалить
  23. Надежда, долго рассказывать. Суть - ошарашить собеседника совершенно неожиданным поворотом темы разговора. Нужно сделать все так, чтобы ему самому захотелось уйти от ответа и, собственно, от вашего диалога))
    *Возможно немного позже я напишу об этом статью у себя в блоге. Заглядывайте!
    С уважением, Яна:)

    ОтветитьУдалить
  24. Яна, понятно. Буду ждать статью, значит :)
    А я пока просто сумеречно вздыхаю и говорю: "Да, понимаю, проблемы. Так сложно все, ужас прямо! Держись!" :)

    ОтветитьУдалить
  25. А ещё (в особо запущенных случаях) "просящие совета" причудливым образом комбинируются с "профессиональными несчастными" в одной персоне. Гремучая смесь, скажу я вам! Даже я, со своим врожденным альтруизмом, ломаюсь ...

    ОтветитьУдалить
  26. Анонимный24.07.2013, 06:02

    Здорово! Точно как все описано.И ведь правда-им ответ и совет твой не нужет-им нужна твоя горяченькая энергия и твое время! ОГО! как все знакомо. Хлопаю себя по лбу часто и клянусь больше не давать совета.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. mamairina, я вот тоже всячески избегаю, ну если уж совсем просят :)

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...