Instagram Подписка по e-mail

12 окт. 2012 г.

Спорный вопрос

Разговаривали с подружкой про русско-французские браки. Пришли к выводу, что бедные французы с нами маются. Разгребают авгиевы конюшни комплексов и поведенческих стереотипов. У нас же как: чуть что, сразу в позу. Слова не скажи, пальцем не тронь. Косо посмотрел – ффтопку. Вообще не посмотрел – развод на месте. Посмотрел, но не в нужный момент – рыдания на полночи и “ты меня не люююююбишь!” Я преувеличиваю, конечно же. Но внутри примерно так. Внутри сидят такие агрессивные жертвы, которые на все, что отступает хоть на миллиметр от идеально внутри себя дозволенного, тут уже бросаются в атаку. Чтобы защититься от воображаемого. И бедные мужья в итоге стоят с открытым ртом и не понимают, что это было. За что. Почему. Что они такого безумно страшного и вызывающего сказали или сделали, что внезапно им объявляют конец света и девичью фамилию. 

Конечно же, со временем приучаешься держать себя в руках, релятивизировать, делить на стопиццот и уговаривать себя не ставить знак равенства между “мне не нравится эта новая ваза “ и “ты никуда негодная косорукая безвкусная дура, даже вазу простейшую выбрать не умеешь, зачем я вообще на тебе женился”. Приходится к тому же объяснять словами, какую именно первую реакцию вызывает фраза про вазу, что там начинает закручиваться в голове, какой катаклизм, почему связь выстраивается именно такая, а не иная, кто тебе когда и сколько раз годами вбивал в мозг, что если купила негодную вазу – то значит, косорукая глупая безвкусная растратчица и т.д. и как это все глубоко укоренилось и пожалуйста, дорогой, ну вот так оно у меня работает, я стараюсь сама себе объяснять, что ничего подобного ты не имел в виду, что тебе просто не понравился цвет, но мой условный рефлекс – он как у гюрзы: пошевелилось – кусай. Да, вот такое несчастье тебе досталось. Что будем с этим делать? Я пытаюсь переучиваться. А ты, пожалуйста (и тут внутри закипает буря) никогда, я тебя умоляю, никогда не говори ничего про вазу и прочее!!!!!!! ОК? Потому что рефлекс и вообще, я за себя не отвечаю.

Вот это все мы с подружкой говорили хором и удивлялись, насколько наши оценки совпадают. И дружно жалели бедных мужей. Русская жена – тот еще подарочек, ага. С ней не расслабишься.

49 комментариев:

  1. Надя, т.е. я так поняла, что мужчины, в смысле мужья, во всем мире похожи - все не понимают: "чего такого я сказал?" И только русские жены похожи? А француженки как реагируют на замечание о никудышней вазе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Maria, про мужей не скажу, они разные бывают :) Просто здесь людям меньше свойственна вот эта защитная реакция, когда что ни скажи - сразу примеряется на себя. Ваза будет вазой, а любовь любовью. Не, конечно, отклонения случаются во все стороны, но как-то люди более защищенные, что ли. Не огрызаются по ничтожным поводам.

      Удалить
    2. ох, иногда сложно сформулировать. Я поняла про нас, понятно, что пример с женой-мужем-вазой это просто пример. Я хотела спросить именно про реакцию не русского человека в такой ситуации. Вот если кто-то кому-то говорит про то, что ваза (картина, корзина, картонка и маленькая собачонка) не нравится, какая реакция будет (в общем и целом)?
      Например:
      - ну давай купим другую
      - почему?
      - а мне вот понравилась, может и тебе со временем понравится?
      - а мне нравится и пусть будет
      - вот ничего ты не понимаешь в настоящем искусстве
      или?
      или?

      Удалить
    3. Maria, раз не понравилась ваза - значит через замечание о вазе пытаются как-то добраться до меня.
      Логика простая: вот, например, в детстве бывало, чего-то не так сделаешь. Неправильно погладишь, купишь в магазине не тот продукт, потеряешь зимой варежку - и тут же узнаешь, что ты хочешь загнать мать в могилу, у тебя поинтересуются, зачем тебя рожали вообще такую никчемную, что ты все делаешь нарочно, а "за нечаянно бьют отчаянно". И цепочка выстраивается: что-то не понравилось в твоем поведении - это потому, что ты сама вся, целиком неблагодарная сволочь, которую не имело смысл рожать (жениться, дружить, общаться и т.д.). То есть критикуется не само действие (покупка вазы) а целиком человек, как таковой. И либо защищаешься, либо признаешь, что да, я по жизни такой вот урод и дальше с этим живешь.
      А нормальная реакция на такого рода критику - это обсуждение только того, что подвергается критике. Как со стороны критикующего, так и со стороны критикуемого. Не понравилась ваза - ОК, я тут ни при чем, речь всего лишь о вазе. О вкусах не спорят, она не сто евро, чтобы всем нравиться :)

      Удалить
    4. Надя, я думаю, что такого рода реакция есть у любого человека, но она больше или меньше, уже или шире, выше или ниже т.е. объем разный. Видимо это зависит от условий жизненных. Вот только прямой связи с соотечественницами пока не вижу, вернее не так. Понимаете, у меня такая примерно логика выстраивается:
      1. кто-то, когда-то напрямую связал мой поступок с оценкой меня как человека.
      2. почему он так сделал?
      а) ему было все равно, что я буду чувствовать
      б) он не знал как сказать иначе (не умел)
      в) он в принципе не понимает что делает
      3. если на его месте был другой человек, то возможно этот другой так не сделал бы
      4. если большинство людей, окружающих меня (соотечественников) поступили бы точно также как человек в пункте 1, то см. пункт 2.

      Но я не могу утверждать, что большинство моих соотечественников равнодушные, неумехи или дураки, а если это так, то почему? Почему мы инстинктивно, агрессивно отбиваемся от несуществующих обвинений, как в случае с вазой? Что нас (тех кто создает стереотипы) заставляет вешать ярлыки (купила вазу, она мне не нравится стало быть ты дура, овца, блондинко....) Почему, вы сказали, что это характерно именно для русских женщин? Вы ведь с этой точки зрения с подругой говорили, я правильно понимаю? Откуда берутся эти самые стереотипы у тех, кто вгоняет других в комплексы?
      Я себе объясняю это тем, что например фраза "загнать мать в могилу", не может взяться с потолка. Это признак, чаще всего, слабости, душевной слабости. Это тоже комплекс, который тоже не с потолка взялся. Конечно есть еще кое-что, это желание или нежелание человека осознать наличие комплекса и желание(нежелание) с ним бороться. Выбор всегда за человеком. Сильный духом найдет силы разобраться прежде всего в себе.
      Можно конечно рассуждать немного жестче, но тогда тоскливо получается. Я имею в виду равнодушие. Но здесь я пасую. Объяснить равнодушие я не могу, а если пытаюсь, мне делается очень не по себе.

      Удалить
    5. Maria, три часа ночи в Москве, а вы не спите :)
      Надеюсь, не из-за того, что я тут понаписала? :)
      Мария, я совершенно согласна с тем, что надо в первую очередь разбираться в себе, но, мне кажется, многим это не нужно, потому что такое поведение - оно же ведь в определенной среде является необходимым для выживания. Если все то же самое описать не в негативных, а позитивных тонах - получится портрет героя, борца за справедливость, отстаивающего свои права и т.д. Дальше вопрос только в цене.
      В здешнем обществе бороться особо не за что. Дети - цветы жизни, боевой закалки во дворах никто не получает, повсюду социальная защита и законы плюс-минус работают, государство граждан не насилует, вот и растут люди расслабленные, без подобных проблем. Но зато у них другие проблемы, это другая история :)

      Удалить
    6. И да и нет ), часто поздно ложусь, а тут еще и повод поразмышлять был )). Ну если коротко, то мне кажется, что вы с подругой и правы и нет. Предпосылок у нас больше, но далеко не все подвержены такой модели поведения, все зависит от человека и конкретной ситуации :-)

      Удалить
  2. Надя, как точно Вы написали о нас и наших комплексах. Сколько семейных драм и нарушенных отношений в России базируется на этой внутренней зажатости и поведенческих стереотипах болшинства женщин... В таких случаях действует закономерность: "Сама придумала, сама обиделась". Печально это всё.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, я даже не о женщинах, это просто такой условный пример :)

      Удалить
  3. Мужчина и женщина, видят мир под разным углом, не важно какой они национальности. Много мудрых советов о семейной жизни
    http://toldot.ru/cycles/cycles_139.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виталий Ляшенко, я вообще тут не о семейных отношениях :)

      Удалить
  4. Анонимный12.10.2012, 19:02

    Знаете, Надя, вы совершенно правы. И это верно не только для семейных отношений. Я очень часто на работе ловлю себя за язык, чтобы не попасть(как уже не раз бывало вначале) в глупое положение: негатив частного принять за оценку меня, как абсолютно никчемного специалиста/человека/работника. Немцы-коллеги раньше искренне недоумевали моей агрессивной готовности к ненужным оправданиям. И нас таких 125 млн...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. deutschevita, как я вас понимаю!
      Но вот все это становится очень заметно только тогда, когда попадаешь в среду с менее высоким уровнем агрессии. И дальше два варианта: либо учиться разделять мух и котлет, либо вести пожизненный бой с ветряными мельницами, подозревая каждого встречного в желании тебя унизить. И на удивление большое количество наших бывших соотечественников так никогда и не выходят из роли жертвы, которой надо постоянно защищаться от внешнего мира. Что в семье, что с коллегами, что с соседями. Во всем ищут подвох, третий смысл, замаскированное ехидство, зависть, ксенофобию и много чего еще. Мне их так жаааааалко! :) Но общаться с ними не хочется :)

      Удалить
  5. Думаешь, француженки лучше? ну не знаю... lol

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Nep@rizhanka, я же не говорю о том, что лучше или хуже, правда?
      я говорю о том, что нам более свойственна позиция жертвы, которая готова по любому поводу идти в атаку.
      И вот это "думаешь, француженки лучше?" - это типичный случай защиты :)

      Удалить
  6. Анонимный12.10.2012, 20:30

    И снова согласна. Это сужает круг общения, но повышает его качество ;))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. deutschevita, мы с вами прямо по ленинским заветам: лучше меньше, да лучше :)

      Удалить
  7. Мамадорогая! А при чем тут РУССКИЕ жены? Не в ладу с собой можно вырасти в любой стране! Если ребенка с детства любят, понимают, прислушиваются к его, пусть детским и наивным мыслям и объясняют, что любовь и ваза( ага, она самая)))) никак не связаны, что это не ТЫ плохой, а ты совершил плохой ПОСТУПОК, который меня огорчает, то человек вырастает не с желанием перегрызть горло каждому, кто сделал замечание, а с уверенностью, что мир вокруг доброжелателен. И прощение тогда просить не трудно и самому прощать и понимать. Наверное, таких людей в России меньше, чем в Европе , но все же не надо обобщать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Katakliptiko, я не обобщаю :)
      Но вот скажите вы, сами, по собственному опыту общения: вы можете сказать вот так, честно и положа руку на сердце, что российское общество в целом гораздо менее агрессивное, чем, например, французское? Сравнивая, например, отношение к детям (кричат на них -не кричат), реакцию на это окружающих (наплевать - заступиться) уровень публичной дискуссии, проявление уважения к собеседникам, отношения между властью и народом, и т.д. и т.п.? Только честно!

      Удалить
    2. Отвечу абсолютно честно и только о своей семье. Я сама для всех окружающих всегда была немного " чужая"( мягко говоря)))). Однажды наша преподаватель по психологии устроила игру- упражнение в ассоциации. Предлагалось сказать на какую, например, книгу или украшение или животное или еще что- то кто похож. Мне достался город. Большинство сказали- Москва, я тогда еще и не думала о переезде. А преподаватель сказала- Калининград. Вроде бы " наш", но в то же время совсем " не наш". Ну и дети и внучка- соответственно, к тому же с детства возим их в разные страны. Это воспитывет толерантность и внутреннюю свободу. Глядя на то, как мы общаемся с малявкой, здесь нас не понимают, а там не верят, что мы из России. Да, быть свободным в несвободной стране очень трудно. Но я всегда знаю, что нужно не причитать , а делать. Каждый может начать с себя и своей семьи. Не унижать, а уважать. Да, я очень хочу уехать отсюда и прилагаю усилия, чтобы это осуществить. Да, в Европе легче быть спокойным, счастливым, свободным. Но , как показывает практика, можно вывезти девушку из деревни, но невозможно вывезти деревню из девушки)))) ВНУТРЕННЯЯ уверенность, самоуважение и свобода не зависят от места нахождения

      Удалить
    3. А еще опять же абсолютно честно , в последнее время мне кажется, что Россия превращается в какой- то театр абсурда! К счастью, мне не нужно ежедневно общаться с неадекватными начальниками и я давно окружила себя только приятными мне людьми, но иногда смотрю- слушаю и не верю, что НОРМАЛЬНЫЕ люди могут так себя вести ! Становится страшно.

      Удалить
    4. Katakliptiko, спасибо за такой подробный ответ!

      Удалить
  8. Анонимный12.10.2012, 21:44

    А можно как муж высказаться? :-)
    Восприяте оркужающей действительности русских женщин, становление которых пришлось на 80-е - 2000-е года (в т.ч.уровень агрессии), безусловно, да.
    Национальность... не знаю... едва ли...
    Социальный опыт? Причем опыт полученный именно в это время, и в этой стране. Да.
    Поэтому, это не просто русская жена. Это русская жена "из переходного периода"... :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. v-gr, вы мне даете надежду :)
      С молодежью я как-то не слишком много общаюсь, только с детьми своих подруг, которые выращены уже совершенно в другой социальной среде, и лишены многих комплексов. Открытые, доверящие, смелые и независимые. Чудо, а не дети! Но какой-то значимой статистики по этому поколению у меня меня нет.
      И, да, я не про жен :) Жены тут - только в качестве обобщающего "я и моя подруга как жены французов, которым с нами нелегко" :)

      Удалить
  9. Надя, да мы самые замечательно - чудесные подарки для наших мужей!;)) какая там разница – ваза красивая или некрасивая, сегодня встал утром – солнечные лучи как то по особому легли на вазу – она красивая стала;), вазу подвинули в угол – опа, она уже и страшненькая какая то;). Ну а если серьезно – ваза остается вазой, и если мне она нравится, то она мне нравится, и если она кому то не нравится – да ради бога! И еще мне понравилось как написала Katakliptiko что -« ВНУТРЕННЯЯ уверенность, самоуважение и свобода не зависят от места нахождения», это точно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. giverny, счастливый вы человек!

      А вот внутренняя уверенность и самоуважение - оно откуда берется, на ваш взгляд? Среда имеет к нему какое-то отношение? Родители, воспитатели, учителя, соседи, коллеги и т.д. - они как-то в этом задействованы или человек таким рождается - и все, а если нет - то деревню из Нюрки не вывезешь? Можно себя не уважать а потом зауважать? А можно под воздействием реальности сломаться, как ломаются люди в тюрьме, например?
      Мне кажется, что в жизни все гораздо запутаннее и сложнее :)

      Удалить
    2. Надя, ну конечно не все так просто! Я считаю что очень многое, очень, закладывается в детстве. Но я так же считаю, что многое можно и изменить, да. Наверное так вот не изложишь в двух словах все мысли.. Через многое пришлось пройти. Я думаю, что у каждого бывают такие моменты в жизни, после которых ты становишься сильней что ли, мудрее..
      Ну а про тюрьмы - это совсем отдельная тема..

      Удалить
    3. giverny, это хорошо, когда становишься мудрее или сильнее. Но все эти процессы запускаются только после признания факта, что до этого был слаб и глуп :) Если его упорно отрицать - толку не будет, да? :)
      Собственно говоря, моя с подружкой история - это история про то, как мы увидели себя со стороны, глазами людей не нашей культуры, и оказалось, что выглядит это очень глупо. Нерационально. Что нам на самом деле никто не угрожал, просто мы бегали в своей клетке, что твои белки. Ну а какие выводы из этого делать - личное дело каждого желающего, да? :)

      Удалить
    4. ох, Надя;), писала-писала я, потом все стерла;). Не совсем согласна я, но может когда нибудь с вами поговорим - обсудим;)!

      Удалить
    5. giverny, жалко, что стерли!
      Мне хотелось поболтать :)

      Удалить
  10. Да уж, у русских жен слишком много тараканов в голове - результат совкового воспитания...:))

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный13.10.2012, 00:08

    Да! дадада ! мой не француз - но да!!!

    иногда я его активно жалею. Ну когда доведу до белого

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. dichulya, не верю я тебе! :)
      Ты на себя наговариваешь.
      Вон и по горам исправно ходишь, как миленькая! :)
      Я одни раз сходила по леднику и заявила, что жизнь дороже :)

      Удалить
  12. Анонимный13.10.2012, 10:17

    Так у нас и мужики такие же. Та же истерика минус рефлексия и попытки объясниться.
    А немцы то ж самое про немок рассказывают. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. sananahead, да и я не про женщин, в общем-то :)
      Про защитную агрессию, скорее.

      Удалить
    2. Анонимный13.10.2012, 11:02

      Да, верно, она у наших людей ого какая...

      Удалить
  13. Ну не знааааю.....неужили я такой монстр и крокодил? Задумалась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Alexandra, это ты пытаешься иллюстрировать мой тезис? :)

      Удалить
    2. Хахаха! Точно, пассивно-агрессивный крокодил и есть )))

      Удалить
    3. Alexandra, ну скажи еще, что я тебя не люблюююююююююю :):):)

      Удалить
    4. И это-таки взаимно!

      Удалить
  14. эх, все правильно. Борюсь и я с этим тараканищем, но иногда плотину прорывает..))

    ОтветитьУдалить
  15. Прочитала комментарии через три, но хочу сказать, что среда имеет огромную роль в становлении личности, поэтому неогульно обобщать-таки можно, имхо. Мне вот в Питере две дамы, которые общалась со мной несколько дней подряд, сказала, мол, "а у вас от русской ничего не осталось". Не знала, плакать или смеяться ))) Да, с импутом твоим согласна :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. patatinka, присоединяюсь к дамам :)
      По тебе в жизни не скажешь, что ты русская!

      Удалить
  16. посмеялась про знак равно дура)))) мне это тоже знакомо, но я борюсь, в большинстве случаев получается и с каждым годом все успешнее, а то у мужа тоже непонятки и взрыв мозга))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катенька, я в таких случаях предупреждаю, что сейчас будет :)

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...