Instagram Подписка по e-mail

11 апр. 2011 г.

Ускорение и интенсификация

Последнее время меня все подряд спрашивают, как я успеваю все делать. На самом деле это просто.

Когда я ходила в УПК, у нас там был курс экономики, в котором мы изучали, помимо всего прочего, НОТ. Вел его директор комбината, очень умный дядечка. И он нам весьма популярно объяснил, что такое научная организация труда: бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит (шутка).

Хотя,  я думаю, любой человек, получивший в СССР высшее образование, должен это знать и без всякого УПК:

Совершенствование форм разделения труда;
Улучшение организации рабочих мест;
Рационализация методов труда;
Оптимизация нормирования труда;
Подготовка рабочих кадров.

Первый пункт понятен: если у Вина получается хорошо пилить, а у меня – лить бетон, то было бы глупо, если бы я пилила, а он вышивал крестиком групповой портрет котов. На первый взгляд это очевидно, но на самом деле сколько я видела женщин, которые готовы три дня подряд биться над тем, что мужчина сделает за три секунды, а мужчина в это время смотрит футбол.

Про организацию рабочего места тоже, думаю, рассказывать не надо. Хотя нет, расскажу. Вчера наругалась за ужином на мужа: он поставил стакан розового слева от тарелки, и, когда брал его правой рукой, засунул рукав рубашки в шоколадное пирожное. Правильная организация рабочего места в данном конкретном случае должна выглядеть так: стакан розового должен стоять справа от тарелки для правши, и слева – для левши. Это сохранит время на стирку и глажку рубашки. Принцип можно распространить на все абсолютно рабочие места. Просто надо понять, как происходит процесс работы и как можно сократить телодвижения, откуда плавно вытекает

Рационализация методов труда. Здесь, на мой взгляд, главный момент – правильный выбор рабочих инструментов. Например, есть люди, которые рвут сорняк вилкой. Понятное дело, что им удается вырвать за день полведерка сорняков. Если делать это прополочным ножом, а лучше – тремя разными, для разных типов сорняков, то полведерка превратятся в десять тачек. Вы поняли? Срочно выкидывайте вилку. Ей место в ящике со столовыми принадлежностями (или, на худой конец, ею можно ковырять в зубах). Из этой же серии: стричь газон маникюрными ножницами, мыть пол носовым платком, пилить доску перочинным ножиком, завинчивать шуруп ручной отверткой, чистить картошку тупым ножом, писать в блог из гуглевского дашборда одним пальцем, вставляя фотографии поштучно. Все эти занятия, конечно же, займут вас надолго, но мы, вроде бы, хотим, чтобы наоборот?

Или вот взять планирование. Многие приступают к работе без четкого плана действий, толком не понимая, чего они они хотят добиться в итоге. Если заранее представить себе процесс в деталях: что именно нужно сделать, в каком порядке, что для этого понадобится, какое время отводится на выполнение задачи – экономия времени выходит колоссальная. Например, вам нужно посадить дерево в дальнем конце сада. Вы заранее планируете свои действия: взять дерево, выкопать яму, эвакуировать куски газона, разрыхлить землю, положить удобрение, обрезать корни, полить, установить подпорку, собрать граблями образовавшийся вокруг мусор. Если ходить в садовый домик за каждым предметом, нужным для посадки дерева: граблями, лопатой, лейкой, удобрением, веревкой, ножом, секатором и т.д. – к вечеру вы с гордостью сможете сказать, что целый день сажали дерево и очень устали. Если все это сразу сложить в тачку, то через пятнадцать минут дерево будет посажено, и вы с легким сердцем можете отправиться писать отчет в блог, или читать книжку, или считать ворон. Или продолжать сажать оставшиеся деревья.

И отсюда мы переходит к вопросу о нормировании труда. Вы, наверное, помните, что всякая работа занимает ровно столько времени, сколько ей отводится? И, если вы не знаете толком, сколько именно, она займет все ваше время. Поэтому начинаем: посадка дерева – 15 минут, прополка клумбы – час, разговор с мужем по телефону – три минуты, аперитив – два часа, изучение форм облаков – три формы в день. Если вы не укладываетесь в отведенное время – значит, вы тормозите. Значит, у вас нет необходимых инструментов, вы не определили конечную цель, не организовали рабочее место, не довели до автоматизма движения, не оптимизировали последовательность действий, короче, не подготовились должным образом к выполнению работы. Вы видели рабочих на конвейере? С какой скоростью они выполняют операции? Например, швеи на швейной фабрике. Восемь минут на пошив наволочки, если я правильно помню. Вот попробуйте: возьмите кусок ткани и сшейте из него наволочку за восемь минут. Кажется, что невозможно. А это норматив.

Ну и во всем так. Любая деятельность может быть оптимизирована по многочисленным параметрам и сокращена до минимума. Просто всякий раз, приступая к чему-то, подготовьте себя, как кадра: научите сами себя быть эффективным, быстрым, умным, собранным и эргономичным. Наблюдайте за профессионалами. Читайте сайты флай леди. Изучайте видеоинструкции на ютюбе.

А все остальное приложится.

Удачи!

24 комментария:

  1. Срочно беру на вооружение все вышеизложенное!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне очень понравилось про правильную грамотную посадку деревьев, а не беспрерывный бег за инструментами и иже с ними.

    ОтветитьУдалить
  3. Всегда завидовала людям, которые могут поставить перед собой цель и двигаться в заданном направлении. Я хоть и Козерожка, но совершенно не могу планировать.

    ОтветитьУдалить
  4. На самом деле все еще проще, если человек хочет что-то сделать он ищет возможности...для оптимизации, рационализации, и прочего усовершенствования, а если он не хочет что-то делать то он ищет причины как увильнуть от...оптимизации, рационализации, и прочего усовершенствования.

    А вообще,вы, Надя, все очень правильно написали, я обо всем этом смутно догадывалась, хоть и получила школьное образование в СССР, но вот так четко ни за что бы не сформулировала. Даже в НОТ минут пять тупила, прочитала как hot (англ.).:)

    ОтветитьУдалить
  5. Как инженер отдела НОТ (самая первая моя должность после окончания института)говорю вам: Браво!
    Таня.

    ОтветитьУдалить
  6. Опаньки вот тут я и попала, у меня прополочного инструмента море, но я обожаю полоть вилкой, ну или маленьким ножичком свои альпийские горки. Просто если я возьму что-то большое, то наверняка задену что-то ценное. И под розы я лезу с ножиком. А потом я просто не знаю что такое прополочные ножи, Надя покажите, если не трудно - возьму на вооружение. Конечно инструмент значит очень много, если его много еще лучше. И тачка выезжает из сарая нагруженная, но опять же у меня всего около 20 соток, поэтому Ваш размах, это РАЗМАХ. Флай леди штука очень хорошая, постоянно пользуюсь. А в целом беру Вашу статью на заметку, все очень ясно и полезно!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Процесс или результат - разные ориентации. Часто "они сами не знают, чего хочут"(с) :)

    ОтветитьУдалить
  8. Как экономист, ставлю тебе пятёрку, Надежда! При этом сама я, однако же, часто эти принципы не соблюдаю, а полагаюсь на вдохновение. А если бегаю туда-сюда за инструментами, то записываю это в занятие спортом. Но у меня территория не такая обширная, поэтому мне можно и побегать. Ты - молодец!

    ОтветитьУдалить
  9. Ндааа...., шапо.

    Вечером законспектирую, а то я ну така му-му, така му-му...:)
    И ворон считаю обычно в процессе, а не после оного.

    А вообще, Надя, давно хотела вам признаться, что как ваш блог нашла, так стала гораздо больше успевать. Вы меня как-то очень грамотно стимулируете. :)

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный11.04.2011, 14:21

    Pokajite pojaluista "pravil'nye" instrumenty! Chto takoe sekator? Ya vse delayu rukami :)
    Katya

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный11.04.2011, 14:34

    Надя, замечательно написано! Вашу запись надо распечатать на бумаге как инструкцию и разослать в виде "писем счастья" по всему миру. Глядишь, наступит у нас золотой век человечества. :)

    ОтветитьУдалить
  12. Надюш, скажи честно, ты все эти пять принципов помнила наизусть?
    Очень нужный и полезный пост, к сожалению я часто витаю в облаках, если приходится делать что-то, что я очень не люблю делать или мне скучно :)

    ОтветитьУдалить
  13. Как всегда интересно.
    Для меня особенно любопытно про то, что нужно заранее определять, сколько времени займет то, чем собираешься заняться. Я недавно пробовала так делать, вроде помогало не тратить на дела весь вечер. Сейчас забросила. Попробую снова заняться этим. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  14. Yulia, да, экономия получается колоссальная! (главное - не подхватить склероз :) )

    Galappp, я тоже страдаю немного центробежностью мыслей, но при небольшой тренировке можно научиться брать себя в руки :)

    finezza, есть и такое, тут уже ничем не поможешь :)

    Татьяна Мазур, очень приятно слышать похвалу от профессионала :)

    Lena Popova, ножи покажу отдельно. А вилочка под розами - это пункт "организация рабочего места". В идеале под розами сорняков не должно быть: геотекстиль и декоративное покрытие - наше все!

    Олена, ну не все же!
    Иначе проект флай леди умер бы в стадии зачатия :)

    Pelageya, я тоже экономист! Купила сегодня банку меда с пометкой "5 процентов бесплатно" :):):)

    Юля, чин-чин! :)

    Katya, покажу и секатор (секаторы) и все остальное. Руками делать ничего не надо, плиз!

    olmac, вы думаете, наступит? Технология - это одно, а мотивация - совсем двадцать пятое :)

    MarinaBel, ну конечно не помнила наизусть! Гугль нам в помощь. Но общие принципы - да, нам тот дядечка все очень грамотно объяснил. И еще мама у меня - инженер-технолог, это диагноз :)

    aka_kii, когда я начала планировать время, отведенное на ту или иную задачу, все пошло сразу гораздо быстрее и эффективнее. Хотя тенденция закопаться с чем-то одним у меня тоже есть, я с нею борюсь :)

    ОтветитьУдалить
  15. Ох Надя, геотекстиль был, покрытие - камушки были. Только у нас у дочки шитцу , как только камушки видит - надо разрыть и лечь. Так что мне легче с вилочкой пробежать.

    ОтветитьУдалить
  16. Надя, можно уточню, геотекстиль в посадочную яму на дно или после посадки сверху, под 10-15 см земли, а потом еще декоративное покрытие? Или я не поняла?

    ОтветитьУдалить
  17. Lena Popova, а может, тогда, здоровые булыжники? Или тоже не помогает?
    (ненавижу полоть под розами, ага).

    Maria, а кладу на поверхность земли, под корень, и заваливаю поверху большими камнями, по 10-15 кило, а в промежутки между ними насыпаю гравий.

    ОтветитьУдалить
  18. А у меня мама имженер-электрик! Сестра!!Но более того, я учила НОТ в институте, семинары, лекции и т.п.

    ОтветитьУдалить
  19. Мне кажется такие вопросы для оправдания своей лени задают.Ну или типа как о погоде. Хоть немного разумный человек должен в голове план держать, два раза пробежит гектар за граблями и лопатами, с третьего в тачку уже сложит. Но кого жизнь не учит, тому точно как памятку надо распечатывать. Причем на все случаи жизни. И с вертолета сбрасывать.
    За пост спасибо!

    ОтветитьУдалить
  20. Все это замечательно, но при соблюдении, на мой взгляд, двух условий.
    1. сам себе хозяин,
    2. действия совершаются с удовольствием.

    Опыт работы на разного уровня должностях в различных компаниях напоминает, что обычно эти принципы используются в конечном счете для получения материальной выгоды работодателя, а двухчасовой аперитив распорядком дня швеи-мотористки не предусмотрен :)

    Короче говоря, в Москве посредством подобных рассуждений работодатели склоняют людей к выжиманию из них же самих последних соков. И даже в случае работы человека за % подобные рассуждения через некоторое время начинают конфликтовать с остальными правообладателями времени и внимания - например, личная жизнь, хобби, увлечения и так далее. На них просто не остается сил.

    Хотя рассуждения вполне верные, если их корректно использовать. Все написанное внушает лишь уважение, я и сам стараюсь таким образом строить свою деятельность, но только до тех пор, пока она моя и приносит мне удовлетворение.

    Занятно все это выглядело на моем последнем месте работы. Людей сначала бесплатно таскали на тренинги. Ну, все рады, обучение и так далее, все в духе современных тенденций, генеральный тоже с нами, нам расскажут про правильные вещи. Потом на одном из таких рассказов (я на нем присутствовал, случайно :), я это дело не люблю) всем рассказали, что обучение же в их интересах, потому проводиться оно должно в свободное от работы время. За него индивидуумам будут начисляться баллы, компания заплатила деньги за систему учета и рейтингования сотрудников, из которых будут создаваться команды, участвующие в соревновании по разным показателям типа эффективность, инновативность, лояльность ... и много других модных терминов. Я отказался. Хотя занимал должность второго уровня, как бы замдиректора. Ну меня, конечно, в скором времени попросили. Но самое интересное, что отзывы руководителей третьего уровня в курилке или за рюмкой были однозначны: "Очередное промывание мозгов, только время потеряли". А ведь с самого начала всем нравилось...

    ОтветитьУдалить
  21. Всегда считала, что люди делятся на "деятелей" и "созерцателей" - Надя, вы редкий случай - "деятельный созерцатель"
    Ну очень деятельный!

    ОтветитьУдалить
  22. AliceKiss, не разбивайте мою веру в человечество! :)

    Александр, так у меня тоже двухчасовый аперитив не предусмотрен, это только в свободное время, на выходные :)
    Пойду расскажу вашу теорию мужу, а то он от зари до зари, аки пчела :) А я ему на это раз - и про эксплуатацию! :)
    Хотя нет. Он тогда в выходные откажется работать на благо семьи. Себе дороже! :)

    anais, это потому, что у меня глаза загребущие. Хочется всего, и побольше :)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...